История Государственного гуманитарно-технологического университета

Основные вехи развития вуза:

 

1940 г. — 7 мая решением исполкома Мособлсовета был открыт учительский институт в г. Орехово-Зуево

1950 г. — 28 апреля распоряжением Совета Министров СССР Орехово-Зуевский учительский институт был одним из первых в РСФСР реорганизован в педагогический

1954 г. — стала вестись подготовка учителей по заочной форме обучения

1959 г. — открыт факультет подготовки учителей начальных классов – единственный на то время факультет подобного профиля в Московской области

1970 г. — начал работу факультет повышения квалификации для преподавателей педучилищ России

2002 г. — институт был реорганизован в Московский государственный областной педагогический институт

2002 г. — на базе нашего вуза был открыт Московский областной Центр Интернет-образования для учителей и руководителей образовательных учреждений

2009 г. — вуз получил название Московский государственный областной гуманитарный институт

2015 г. — институт был переименован в Государственный гуманитарно-технологический университет

 

01.jpg 

Государственный гуманитарно-технологический университет прошел интересный и сложный путь становления и развития.

Вуз был открыт решением исполкома Мособлсовета от 7 мая 1940 года первоначально как учительский институт для подготовки учителей общеобразовательной школы. Первоначально в вузе было 3 факультета: русского языка и литературы, физико-математический и исторический с ежегодным приемом в 270 человек. Директором был назначен А.Г. Захаров, один из деятельных участников открытия института.

Начало Великой Отечественной войны застало институт на этапе становления. Но, несмотря на все трудности военных лет, он продолжал непрерывно работать и выпускать специалистов. В первые месяцы Великой Отечественной войны на фронт и в народное ополчение ушли 17 преподавателей (третья часть) и 26 студентов.

  02.jpg

В мирных условиях вуз получил возможность дальнейшего быстрого развития, расширения материально-технической базы, совершенствования учебно-воспитательного процесса. В 1946 году институт получил постоянное и значительное по тому времени помещение – здание бывшей школы № 4, которое было построено ещё в конце 19 века на средства Марии Фёдоровны Морозовой, матери знаменитого промышленника и мецената С.Т. Морозова, и до революции 1917 года являлось зданием богадельни Никольской мануфактуры (ныне корпус № 3). Здесь приведена статья о благотворительной деятельности М.Ф. Морозовой, написанная потомком рода Морозовых кандидатом филологических наук М.Г. Смольяниновой.

В целом за 1940-е годы институт подготовил около 2000 специалистов для семилетней и средней школы. Институт выпускал квалифицированных учителей истории, русского языка, литературы, математики, физики, химии, географии и естествознания.

  03.jpg

В 1950 году Орехово-Зуевский учительский институт распоряжением Совета Министров СССР от 2 апреля был одним из первых в РСФСР реорганизован в педагогический с ежегодным контингентом приема в 250 человек. В связи с преобразованием вуза открывается факультет иностранных языков. Число студентов постепенно увеличивалось. В 1953 году студентов насчитывалось уже 1036 человек. Из-за недостатка учебных площадей занятия велись в две и даже три смены. С 1954 года стала вестись подготовка учителей по заочной форме обучения по некоторым специальностям. В 1959 году был открыт факультет начальных классов. В 1960 году естественно-географический факультет был преобразован в биолого-химический факультет. В 1950-1960-х годах институтом было выпущено более 30 томов Ученых записок, отражавших деятельность всех основных кафедр. 

История университета 

Расширение материальной базы института сопровождалось увеличением и улучшением учебного оборудования кабинетов, лабораторий, ростом книжного фонда библиотеки и читального зала, в том числе за счет работ, опубликованных сотрудниками вуза.

Материальная база вуза постепенно улучшалась: в 1962 году было завершено строительство пристройки к старому корпусу, а тремя годами позже, в 1965 году, состоялось торжественное открытие нового учебного корпуса на 960 мест, что позволило организовать работу института в одну смену. Тогда же 400 студентов вселилось в новое общежитие. Студенты вуза принимали активное участие в освоении целинных земель, каждую осень помогали труженикам села убирать урожай, работали в студенческих строительных отрядах во всех концах страны на всесоюзных стройках.

В 1970 году начал работу факультет повышения квалификации для преподавателей педучилищ России. На 43 потоках прошли переподготовку более 5 тысяч преподавателей. Институт интенсивно развивался, укреплялась его материальная база, открывались новые кафедры, совершенствовалась учебная и научная деятельность.

 06.jpg

В 1980-е годы резко возросло количество преподавателей, имеющих ученые степени и звания. Значительное число преподавателей, работавших и продолжающих трудиться в институте, составляют его выпускники. На некоторых кафедрах до 50% преподавателей являются выпускниками института.

Выпускники института трудятся на ниве просвещения в Московской области, в городах Российской Федерации – от Пскова до Алтая и Сахалина, в ближнем зарубежье – странах СНГ. Многие выпускники стали научными работниками, другие посвятили себя народному образованию, стали директорами и завучами школ, инспекторами и заведующими городскими и районными отделами образования.

В разные годы нашим вузом руководили: Оглоблин Александр Алексеевич (1941–1963), Назарьев Сергей Васильевич (1963–1975), Яковлев Игорь Иванович (1975–1984), Конычев Дмитрий Дмитриевич (1984–1997), Шаталов Алексей Алексеевич (1997–2011), Юсупова Надия Геннадьевна (2011–2022).

 07.jpg

Весомый вклад в подготовку учителей внесли известные ученые, научно-педагогическая деятельность которых была связана с институтом в течение многих лет: профессор Кайев А.А., Калюжный Ф.А., Дерим-Оглу Е.Н., Апт С.Е., Бенкевич В.И., академик Д.Н. Шмелев, профессора Д.Б. Хлебникова, Л.П. Кременцов, В.Д. Седельник, Б.А. Гиленсон, А.В. Ососков, И.М. Яглом, доценты О.В. Петрушинина, В.И. Марьясина, В.Е. Литвиненко, С.А. Бурнашева, В.П. Пырков, Л.И. Черепанина, В.И. Ронков, В.Г. Савина, В.Н. Шмелев, Т.И. Куликова и многие другие.

В 2000-е годы произошли важные изменения в статусе института. В апреле 2000 года вуз был переименован в Орехово-Зуевский государственный педагогический институт, а в июле 2002 года постановлением правительства Российской Федерации он был преобразован в Московский государственный областной педагогический институт. Были открыты исторический, юридический и психолого-педагогический факультеты. В 2002 году на базе нашего вуза был открыт Московский областной Центр Интернет-образования для учителей и руководителей образовательных учреждений. 15 января 2009 г. вуз получил новое название – Московский государственный областной гуманитарный институт.

Существенно увеличилась материальная база института. 25 января 2002 года торжественно был открыт новый учебный корпус. Были созданы новые кабинеты и лаборатории. Активно идет внедрение в учебный процесс мультимедийных средств обучения, оборудуются новые компьютерные классы. Преподавателями и сотрудниками института создаются мультимедийные учебники и учебные пособия, методические рекомендации и учебно-методические комплексы.

За время своего существования наш вуз подготовил десятки тысяч специалистов, став настоящей кузницей кадров для отечественной системы образования.

16 декабря 2015 года постановлением правительства Российской Федерации на базе Московского государственного областного гуманитарного института был создан Государственный гуманитарно-технологический университет. В структуру университета входят десять факультетов: педагогический, биолого-химический, иностранных языков, математики, физики и экономики, филологический, психолого-педагогический, фармацевтический, социально-экономический, юридический и переподготовки и повышения квалификации. Также в состав университета входят пять колледжей и один техникум: Истринский профессиональный, Ликино-Дулевский политехнический, профессионально-педагогический, гуманитарно-педагогический и промышленно-экономический колледжи и социально-технологический техникум. На базе университета осуществляют свою деятельность такие структурные подразделения, как Московский областной центр дошкольного образования, Ресурсный центр педагогического образования Московской области, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Региональный распределенный центр консультирования родителей, Центр методической подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики Московской области, Зоологический музей, Музей рода промышленников Морозовых и музей истории ГГТУ. Созданная на протяжении многих десятилетий трудом замечательных педагогов и специалистов материальная и учебно-методическая база делает наш университет крупнейшим высшим учебным заведением Восточного Подмосковья, флагманом системы образования Московской области.